А.С. Грибоедов "Горе от ума": сюжет и краткое содержание по действиям комедии

Горе от ума

«Горе от ума» - пьеса в стихах в комедийном жанре, написанная в 1825 году Александром Грибоедовым (издание полного авторского варианта, не урезанного цензорами, произошло только в 1862 году).

Считается первой отечественной реалистической комедией, сочетающей в себе высокую и острую сатиру, злободневность, ловкий и тонкий стихотворный слог, благодаря которому произведение буквально разошлось на цитаты. Первые попытки поставить комедию были предприняты в год её выхода (руководил постановкой автор), постановка не состоялась и была запрещена ввиду острой социальной составляющей. Однако произведение поставили в 1827 году, и с тех пор оно, не теряя актуальности, не уходит из репертуаров театров.

«Горе от ума» имеет огромное значение в русской литературе и как литературное произведение, и как социальное явление. В литературе она стала образцом произведения, созданного на стыке стилей (классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм) и гармонично сочетающего их. В культурной жизни – явлением, обличающим лицемерие, праздность, несправедливость, невозможность понимания между людьми различных сословий и поколений, в общем, все пороки светской жизни первой четверти 19 века.

Содержание:

Главные герои

Спектакль «Горе от ума», Малый театр. 1911
(Спектакль «Горе от ума», Малый театр. 1911)

Александр Андреевич Чацкий – главный герой, вокруг которого разворачивается действие. Молодой дворянин, который стремится к просвещению и прогрессу. Вырос в Москве, в доме Фамусова, так как его родители умерли. Чацкий стремился в более прогрессивный Петербург, куда, по-видимому, он уезжал учиться. Умный, острый на язык, но горячий, гордый персонаж (типичный романтический герой, чья функция в произведениях зачастую – противостояние толпе), Чацкий обличает пороки общества, старинные и современные нравы и антиценности дворянского общества, но его мнение остается неразделенным. При создании персонажа Грибоедов пользовался приемом «говорящего имени»: Чацкий от слова «чаять» - надеяться, предчувствовать, испытывать чаяния. В случае Чацкого – неоправданные.

Софья Павловна Фамусова – 17-летняя девушка, дочь Фамусова, выросшая вместе с Чацким (у неё так же, как у Чацкого, не было матери) и бывшая его подругой и возлюбленной.  Представительница, как надеялся Чацкий, «века нынешнего», то есть, умная, здравомыслящая, тонкая, но смелая девушка, способная высказывать свою точку зрения и так же, как и Чацкий, противостоять мнению толпы.

Алексей Молчалин – бедный служащий, пробивающий себе дорогу в свет методами прихлебательства, подобострастия и постоянного смиренного молчания. Секретарь Фамусова, живущий в его доме. Влюблен (или, что более вероятно, делает влюбленный вид с целью выйти в зятья знатного человека) в Софью, но от своей природной тупости все свидания проводит в полном молчании.

Павел Афанасьевич Фамусов – типичный представитель «века минувшего», армии «отцов», уверенных в губительном воздействии просвещения на молодые умы. Весь ум Фамусова имеет чисто практическую направленность: знакомство с «нужными» людьми, выгодные вложения, выгодная позиционирование себя в свете, выгодное пристройство дочери за состоятельного человека с чином.

Лиза – служанка в доме Фамусовых, ровесница Софьи и поверенная её любовных тайн. Весьма неглупая особа, знает о тайных свиданиях с Молчалиным и охраняет тайну хозяйки, помогает влюбленным. Хозяин флиртует с Лизой, а девушка влюблена в Петрушку, также служащего в доме Фамусова. С Лизой флиртует и Молчалин, с ней он отнюдь не молчалив, тем самым демонстрируется двуличие персонажа.

«А вас, сударь, прошу я толком…» Иллюстрация к комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума", 1912
(«А вас, сударь, прошу я толком…»  Иллюстрация Д.Н. Кардовского к комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума", 1912)

Гости на приеме у Фамусова:

Сергей Сергеевич Скалозуб – полковник, гость в доме Фамусовых, еще не старый, с чином, богатый, карьерист и тупой солдафон, заинтересованный лишь в наградах и повышениях. Фамусов, как и Скалозуб, спит и видит, когда Скалозуб получит чин генерала, и тогда он надеется выдать Софью за него замуж.

Репетилов – бывший приятель Чацкого, дворянин и жалкий, лживый, неудачливый карьерист. Завсегдатай балов, несчастливый в браке и не любящий свою семью.

Загорецкий – нестарый дворянин, друг Фамусова, поклонник балов, сплетник, поверхностный, лживый, нечистый на руку.

Хлестова Анфиса Ниловна – тётя Софьи, сестра её покойно матери. Вздорная, злобная старая дева, когда-то бывшая фрейлиной при дворе. Всё домашнее окружение Хлестовой – домашние собаки, заведенные от скуки.

Горичи, Платон Михайлович и Наталья Дмитриевна – довольно молодые дворяне (Платон – друг Чацкого, вероятно, немногим старше его, но также и друг Фамусова), Горич офицер, славившийся своими талантами и силой, но сегодня вся его жизнь – посещение балов, следование за молодой женой.

Тугоуховские – престарелые князь и княгиня. В семье шесть дочек, которых старики регулярно возят с собою всюду в надежде выдать их замуж.

Хрюмины, графиня-бабушка и графиня-внучка – друзья Фамусова. Бабушка молодится, регулярно посещая балы, внучка – старая дева, которая никак не выйдет замуж.

Практически каждый персонаж охарактеризован Грибоедовым с помощью говорящего имени. Фамилия Скалозуба рисует человека, способного скалить зубы лишь над пошлыми солдафонскими шутками; Фамусов – от слова «фамо» - молва, и неслучайно единственное, что его волнует – это мнение света; Молчалин – как безмолвный клещ, выжидающий удобного времени молча действовать – прислуживать, подлизываться, ни в коем случае не противоречить; Репетилов – от слова «повторять», способен лишь, как эхо повторять чужое мнение и т.д.

Сюжет

Страница оглавления из издания "Горе от ума", Типография Меркульева, 1875
(Страница оглавления из издания "Горе от ума", Типография Меркульева, 1875)

Согласно сюжету произведения, в дом дворянина средней руки Фамусова после нескольких лет отсутствия приезжает молодой дворянин Александр Чацкий. Дочь Фамусова, Софья, и Александр выросли вместе, любили друг друга еще с детства, но Чацкий, тянувшийся к знаниям и веяниям свободы, покинул её и уехал в Петербург, внезапно, не обременяя себя перепиской с возлюбленной.

За это время Софья «перестрадала» и теперь влюблена в Алексея Молчалина, секретаря своего отца. Поэтому вернувшегося Чацкого она встречает довольно холодно (хотя и испытывает к нему не только обиду, но и былые чувства).

Чацкий же ехал жениться, но увидев, каков нынешний выбор его подруги, которую он считал девушкой очень умной и утонченной, начинает обличать всех и вся: Софью за глупость в выборе, Молчалина – за прямую тупость и чинопоклонничество, Фамусова – за неспособность понять пользы просвещения, всех его гостей – за лицемерие, двуличность, пустоту, стяжательство и трусость – словом, за все пороки, присущие людям света. В обличительных монологах Чацкий доходит до исступления, но его мало кто понимает, в основном, сочувственно взираю на молодого человека, словно на сумасшедшего (к тому же бывшая возлюбленная пустила слух о его помешательстве). В итоге Чацкий гордо покидает светский раут, а собравшиеся гости по-прежнему не понимают его «бунта свободной личности против действительности».

Краткое содержание по действиям

Действие I

Лиза. «Переведу часы...».. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Действие I
(Лиза. «Переведу часы...».. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Действие I. Журнал «Нива» 1912)

Раннее утро. Молодая служанка сторожит у двери своей госпожи, она вынуждена спать в креслах, так как обеспечивает безопасность тайного свидания Софьи и Молчалина. Влюбленные в комнате Софьи всю ночь о чем-то беседуют (вернее, как не трудно догадаться, ведет диалог Софья, а Молчалин всю ночь держит её за руку и таращит на неё глаза).

Выходит глава семейства. Лиза переводит часы, которые начинают бить, предупреждая Софью и Молчалина о том, что нужно завершать свидание.

В разговоре Фамусов явно заигрывает с Лизой («бодр и свеж, и дожил до седин,/Свободен, вдов, себе я господин»), и когда служанку зовет Софья, Фамусов явно пугается и спешно удаляется. Тем не менее, Фамусов застает Софью и Молчалина, и последний утверждает, что зашел к девушке только что, возвращаясь с ранней прогулки.

Софья и Лиза рассуждают о репутации девушки в свете (быть застигнутой с мужчиной – большая неосторожность, она может обернуться нехорошими слухами, но Софья их не боится), о выгодных партиях. Лиза говорит о полковнике Скалозубе, Софья отзывается о нём с большим презрением: «Он слова умного не выговорил сроду, - /Мне все равно, что за него, что в воду…»

Лиза, Фамусов. «Лиза (как можно громче) Да полноте-с! Фамусов (зажимает ей рот) Помилуй, как кричишь! С ума ты сходишь?»).. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Действие I
(Лиза, Фамусов. «Лиза (как можно громче) Да полноте-с! Фамусов (зажимает ей рот) Помилуй, как кричишь! С ума ты сходишь?»).. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Действие I. Журнал «Нива», 1912)

Лиза сразу вспоминает самого умного человека, которого когда-либо видела: «Кто так чувствителен, и весел, и остер, /Как Александр Андреич Чацкий!» и историю любви Софьи и Чацкого, которая также разворачивалась у неё на глазах.

Внезапно Чацкий появляется на пороге, он очень рад Софье, но удивлен её холодности: «Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног./Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!»

Фамусов встречает гостя, Чацкий хвалит похорошевшую Софью, восхищается ею, но Фамусов в ужасе, как бы Чацкий не посватался к Софье:

Теперь... да в полмя из огня:

Тот нищий, этот франт-приятель;

Отъявлен мотом, сорванцом,

Что за комиссия, Создатель,

Быть взрослой дочери отцом!

Действие II

Чацкий. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Действие II
(Чацкий. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Действие II. Журнал «Нива», 1912)

Наконец, после визита домой, Чацкий интересуется у Фамусова, каково его мнение на то, чтобы он посватался к Софье. Фамусов отвечает уклончиво, намекая, что жених хотя бы должен иметь чин, «служить». Чацкий отвечает своей знаменитейшей фразой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Фамусов рассказывает историю о пользе именно «прислуживания»: его дядя, очень богатый человек, специально падал несколько раз перед императрицей, лишь бы о\развеселить её и быть на виду.

Далее Чацкий разражается не менее знаменитым монологом, в котором сравнивает «век нынешний и век минувший», обвиняя поколение своих отцов в том, что чин для них дороже человека и в вынужденном шутовстве, погоне за чинами таким жалким способом.

Приезжает полковник, возможный кандидат в зятья Фамусова. Фамусов остерегает Чацкого от неосторожных высказываний при полковнике, от вольностей.

Фамусов. «Помилуйте, а вам чего не достаёт?» Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Действие II
(Фамусов. «Помилуйте, а вам чего не достаёт?» Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Действие II. Журнал «Нива», 1912)

В диалоге участвуют трое: Скалозуб рассказывает о своем двоюродном брате, который с большим трудом (при участии самого Скалозуба) продвигался по службе, но внезапно ему это всё надоело, он оставил свет и теперь читает книги ведет поместную жизнь. Фамусов и Скалозуб высказывают презренье тем, кто «не служит», Фамусов намекает, что и Чацкий не служит, и такой образ жизни в свете осуждается. Чацкий заводит монолог со словами «А судьи кто?», говоря, что мнение фамусовского общества, такое закрепощенное в своих предрассудках, отжившее, - для Чацкого ничего не значит.

Фамусов («Не слушаю, под суд! Под суд!»).. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Действие II
(Фамусов («Не слушаю, под суд! Под суд!»).. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Действие II. Журнал «Нива», 1912)

Молчалин падает с лошади, Софья видит это в окно и при всех падает в обморок, компрометируя обоих. Чацкий понимает, что сердце Софьи занято именно Молчалиным, а Лиза советует Софье пококетничать с Чацким, чтобы слухи, вызванные её обмороком, прекратились, и подозрение от Молчалина было отведено.

Молчалин остается наедине с Лизой и начинает заигрывать с ней, предлагая подарки.

Действие III

Наталья Дмитриевна. «Ты распахнулся весь, и расстегнул жилет...» Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Действие III
(Наталья Дмитриевна. «Ты распахнулся весь, и расстегнул жилет...» Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Действие III. Журнал «Нива», 1912)

В доме Фамусова готовятся к балу. Приезжают гости, влиятельные московские дворяне. Молчалин демонстрирует свое кредо – быть милым даже «с собакой дворника», он восхищается псом Хлёстовой, и Чацкий его высмеивает.

Софья размышляет о Чацком, она видит, что он гордый, озлобленный, но в глубине души только она одна и может его понять, разделить его мысли. Ненавидя его за его правоту, Софья пускает слух, что Чацкий «не в уме», и вскоре все гости узнают, что Чацкий сумасшедший, приписывают ему в итоге алкоголизм: «В его лета с ума спрыгнул!/Чай, пил не по летам», полное помешательство: «с безумных глаз/Затеет драться он!...», а при его появлении отшатываются от него.

Чацкий произносит монолог, в котором говорит, что в Москве он несчастлив, ему не уютно среди этих людей, среди смеси «французского с нижегородским», среди засилья всего иностранного. Гости не обращают на Чацкого внимания – играют в карты и танцуют.

Действие IV

Лиза. «Вы сударь камень. Сударь, лёд...». Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Действие IV
(Лиза. «Вы сударь камень. Сударь, лёд...». Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Действие IV. Журнал «Нива», 1912)

Бал заканчивается, гости собираются уезжать. Чацкий видит, что его считают помешанным.

Софья видит заигрывание Молчалина с Лизой («Зачем она не ты!»), её сердце разбито, и, видя, что Молчалин ухаживает за ней лишь в надежде выгодно жениться и получить продвижение в карьере, она отталкивает Молчалина и приказывает выехать из дома, иначе отец всё узнает.

Приходит Чацкий, и укоряет Софью в том, что предпочла ему жалкого подлеца, вошедший Фамусов неожиданно застает разговор дочери с Чацким и удивлен видеть их вместе, ведь она «сама его безумным называла» - так Чацкий понимает, кто был источником слухов.

Фамусов думает, что раскрыл любовную связь, он негодует,  что слуги не уберегли репутацию его дочери, ругает Софью и грозится отослать её «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».

Чацкий. «Карету мне! Карету!» Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Действие IV
(Чацкий. «Карету мне! Карету!» Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Действие IV. Иллюстрация Д. Н. Кардовского, 1912)

Чацкий произносит финальный диалог: «Слепец! я в ком искал награду всех трудов! /Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко…» В фамусовском мире ему не место, и он собирается покинуть Москву навсегда («Карету мне, карету!»). Фамусов в финале думает лишь о том, какое мнение о нём и его семье у всего света будет назавтра.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.